#Ситный_лирник
Состояние светлой печали редко возникает из-за жизненных обстоятельств. В отличие от тоски и уныния оно не причиняет страданий, а лишь мягко обволакивает плотным, густым туманом, немного тормозит ход вещей и заставляет присесть на пенек, каменный бордюр или на табуретку у окна. Русский любит, когда его накрывает светлой печалью. Подспудно он понимает, что длительное отсутствие таких состояний сказывается весьма скверно. Месяц нет светлой печали, и человек мельчает: суетится сверх меры, подолгу гладит рубашки и начинает думать о себе всякое, забывая при этом, что мир несовершенен, а рай утрачен. Тоска по утраченному раю - созидательное и спасительное чувство, отречешься от него — считай пропал: ищи-свищи себя на йоге или треннингах личностного роста.
Сложно сказать, когда Иван Петрович, Лизонька или Серега упрутся локтями в белый подоконник и станут на рябину смотреть или на желтый клен у подъезда. Вздыхать, размышляя: вот опали листья дерев, и я опаду, как лист, и все опадет... Иногда подобные мысли приходят внезапно, без видимых причин, а иногда катализатором выступает какое-то событие извне. Например, случайно услышанная песня. Из некоторых песен печаль сочится, будто сок из березки. Подставь под нее порожнюю бутылку, набери поллитра печали и иди себе - садись на бережок, потягивай аперитив маленькими глотками и на воду смотри или ковыряй палкой кротовую кучу.
В последний раз автор этих строк услышал такую песню-катализатор благодаря мультфильму. В комнате бормотал телевизор, показывали картину Эдуарда Назарова “Жил был пес” 1982 года. Нет смысла пересказывать мультик: его и так все знают. Я остановился у экрана аккурат в тот момент, когда объевшийся, довольный волк произнес знаменитое: “Щас спою”. После чего за кадром печально запели: “Ой там на гори”. Это невероятно хорошая и грустная песня. Наверное, она была создана, чтобы остужать чад кутежа веселых малороссийских свадеб. Гремят цимбалы и кобзы, усатые паны колотят по бутылкам, из-под красных черевичек вылетают искры, хата вот-вот встанет и пойдет ходуном. Но тут все умолкает, все рассаживаются и кто-то пронзительно затягивает: “Ой там на гори”. Так остро и так хорошо, что даже волки плачут и гулко воют.
В мультфильме “співали” по-настоящему: Эдуард Назаров специально пригласил для записи “Жил был пес” носителей традиции — ансамбль “Древо” из села Крячковка Пирятинского района Полтавской области. Люди, которые плохо ориентируется в мове, возможно, не в полной мере понимают, о чем там поется. Если в двух словах: то о любви и смерти. Жила-была голубка с возлюбленным голубем, но их счастье продолжалось недолго: однажды братца-голубя сразила стрела, и голубка стала медленно чахнуть. Не ест, не пьет, то и дело — прилетает на гору и сокрушается о своем суженом. Очень грустная история, когда я ее услышал, мне захотелось пойти и на пустыре постоять под дождем, помокнуть.
Я натянул резиновые сапоги и пошел на пустырь. А пока шел, думал о Ницще. Он писал: «У злых людей нет песен. А почему же у русских есть песни?». Если бы Ницше послушал бы больше русских песен, и обязательно вот эту — “Ой там на гори” — то не сошел бы с ума, а полюбил бы светлую печаль, купил бы дом в Тверской губернии и осенью бы сидел на завалинке и плел корзины. Чудо был бы, какой человек.